Создавая общественную организацию важно различать легализацию (официальное признание) общественной организации и регистрацию общественной организации как юридического лица.
Легализация - (официальное признание) общественной организации является минимальной необходимостью для того, чтобы деятельность такой организации считалась законной, и такая организация могла пользоваться предусмотренным действующим законодательствои объемом прав. Порядок легализации объединений граждан предусмотрен Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о порядке легализации объединений граждан» (в дальнейшем - Положение о порядке легализации объединений граждан).
Однако для того, чтобы общественная организация могла также заключать договоры, нанимать работников, иметь свою печать, счет в банке и тому подобное, необходимо приобрести статус юридического лица. Порядок государственной регистрации общественной организации как юридических лиц регулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» Особенности легализации и орган, который будет ее осуществлять, обусловливаются статусом общественной организации.
Общественные организации создаются и действуют с разными статусами:
- местные - деятельность организации распространяется на территорию одной административной единицы или региона (село, район, город, область);
- всеукраинские - деятельность распространяется на территорию большинства областей Украины;
- международные - деятельность распространяется на территорию Украины и хотя бы одного другого государства.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке легализации объединений граждан:
- всеукраинские общественные организации и международные общественные организации регистрируются Министерством юстиции Украины;
- местные ячейки всеукраинских и международных общественных организаций, а также местные общественные организации легализуются Главным управлением юстиции Министерства юстиции в АРК, областными, Киевским и Севастопольским городским, районными, районными в городах Киеве и Севастополе управлениями юстиции, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.
Таким образом, если организация планирует осуществлять деятельность на уровне села, она легализуется исполнительным комитетом сельского совета, поселка - поселкового совета, города – городского совета, района - районными управлениями юстиции, области - областными управлениями юстиции.
Для регистрации объединения граждан в регистрирующий орган подаются следующие документы:
нотариально удостоверенное заявление, подписанное не менее тремя основателями объединения граждан или их уполномоченными представителями;
Форма заявления приведена в дополнении № 1 к Положению о порядке легализации объединений граждан.
К заявлению прилагаются:
1) устав (положение) в двух экземплярах;
2) протокол учредительного съезда (конференции) или общих собраний, которые приняли устав (положение);
3) сведения о составе руководства центральных уставных органов (с указанием имени, фамилии, отчества, году рождения, места постоянного проживания, должности (занятия), места работы;
5) документ об уплате регистрационного сбора;
6) сведения об основателях объединения граждан или союзов объединений граждан (для граждан - с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, места постоянного проживания; для союзов объединений граждан - названия объединения, местонахождения высших уставных органов, а также приложение копий документа о легализации);
7) документ, который подтверждает местонахождение объединения граждан.
Международная общественная организация дополнительно подает документы, которые подтверждают распространение ее деятельности на территории хотя бы одной другого государства (доверенности, обязательства, протоколы, документы о легализации и тому подобное).
Отдельно хотелось бы обратить внимание на содержание устава общественной организации. Требования к содержанию устава определяются Законом Украины «Об объединениях граждан». Согласно статьи 13 данного Закона, объединения граждан действует на основе устава или положения ((дальше - уставный документ). Устав объединения граждан должен содержать:
1) название объединения граждан (полное, а также сокращенное название в соответствии с частью третьей статье 12-1 данного Закона), его статус и юридический адрес;
2) цель и задание объединения граждан;
3) условия и порядок приема в члены объединения граждан, выбытия из него;
4) права и обязанности членов (участников) объединения;
5) порядок образования и деятельности уставных органов объединения, местных ячеек и их полномочия;
6) источники поступления и порядок использования средств и другого имущества объединения, порядок отчетности, контроля, осуществления хозяйственной и другой коммерческой деятельности, необходимой для выполнения уставных заданий;
7) порядок внесения изменений и дополнений в уставные документы объединения;
8) порядок прекращения деятельности объединения и решения имущественных вопросов, связанных с его ликвидацией.
В уставном документе могут быть предусмотрены другие положения, которые касаются особенностей создания и деятельности объединения граждан.
Требования к уставу общественной организации определяются также в Гражданском кодексе Украины. Согласно статьи 88 Гражданского кодекса в уставе объединения указываются наименования юридического лица, органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений, порядок вступления в общество и выхода из него, если дополнительные требования относительно содержания устава не установлены этим Кодексом или другим законом.
Примечание:
Образцы документов необходимых для легализации объеднений граждан можно скачать здесь: http://www.just.crimea-portal.gov.ua/legalise_obrazcy_doc.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий