2012/12/15

Доступ к публичной информации в вопросах и ответах


Что такое публичная информация
Публичная информация - это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных  действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных данным Законом.

Публичная информация является открытой, кроме случаев, установленных законом.
( Статья 1 Закона  Украины «О доступе к публичной информации» )

Кто  является  субъектом  властных полномочий
Субъект властных полномочий - орган государственной власти, орган местного самоуправления, другой субъект, который осуществляет властные управленческие функции в соответствии с законодательством, в том числе на выполнение делегированных полномочий. (Статья 1 Закона  Украины «Об информации»)

Кто может требовать предоставление публичной информации
Требовать предоставление публичной информации могут называемые просители информации, к которым относятся  физические и  юридические лица, объединение граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий.
(Статья 12Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

Каким образом обеспечивается  доступ к информации
Доступ к информации обеспечивается путем:
1) обнародования информации:
в официальных печатных изданиях;
на официальных веб-сайтах в сети Интернет;
на информационных стендах;
любым другим способом;
2) предоставления информации по запросам на информацию.
( Статья 5 Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

К кому можно обращаться  за информацией
Обращаться за информацией можно ко всем так называемым  распорядителям информации, к которым относятся:
1) субъекты властных полномочий;
2) юридические лица, которые финансируются из государственного, местных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, -    предоставление информации относительно использования бюджетных средств;
3) лица, если они выполняют делегированные полномочия субъектов властных полномочий по закону или договором, включая предоставление образовательных, оздоровительных, социальных или других государственных услуг, - относительно информации, связанной с выполнением их обязанностей;
4) субъекты ведения хозяйства, которые занимают доминирующее положение на рынке или наделенные специальными или исключительными правами, или являются естественными монополиями, - относительно информации условий снабжения товаров, услуг и цен на них.

Распорядителями информации являются все субъекты ведения хозяйства, которые владеют:
1) информацией о состоянии окружающей среды;
2) информацией о качестве пищевых продуктов и предметов быта;
3) информацией об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые случились или могут случиться и угрожают здоровью и безопасности граждан;
4) другой информацией, которая представляет общественный интерес (общественно необходимой информацией).
( Статья 13  Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)
Какую информацию обязаны обнародовать  публично
Распорядители информации обязаны оглашать:
1)информацию об организационной структуре, миссии, функциях, полномочиях, основных заданиях, направлениях деятельности и финансовых ресурсах (структуру и объем бюджетных средств, порядок и механизм их расходования и тому подобное);
2)нормативно-правовые акты, акты  индивидуального действия (кроме внутриорганизационных), принятых распорядителем, проектов решений, которые подлежат обсуждению, информацию о нормативно-правовых принципах деятельности;
3) перечень и условия получения услуг, которые предоставляются этими органами, формы и образцы документов, правила их заполнения;
4) порядок  составления, представления запроса на информацию, обжалование решений распорядителей информации, действий  или бездействий;
5) информацию о системе учета, видах информации, которую хранит распорядитель;
6) информацию о механизмах или процедурах, с помощью которых общественность может представлять свои интересы или другим способом влиять на реализацию полномочий распорядителя информации;
7) планы проведения и повестку дня своих открытых заседаний;
8) расположение мест, где передаются  необходимые вопрошателям формы и бланки учреждения;
9) общие правила работы учреждения, правила внутреннего трудового распорядка;
10) отчеты, в том числе относительно удовлетворения запросов на информацию;
11) информацию о деятельности субъектов властных полномочий, а именно:
* местонахождение, почтовый  адрес, номера средств связи, адрес официального веб-сайта и электронной почты;
*фамилию, имя и отчество, служебные номера средств связи, адреса электронной почты руководителя органа и его заместителей, а также руководителей структурных и региональных подразделений, основные функции структурных и региональных подразделений,
*расписание работы и графики приема граждан;
*вакансии, порядок и условия прохождения конкурса на замещение вакантных должностей;
*перечень и условия предоставления услуг, формы и образцы документов, необходимых для предоставления услуг, правила их оформления;
*перечень  служебных номеров средств связи предприятий, учреждений и организаций, которые принадлежат к сфере их управления, и их руководителям, кроме предприятий, учреждений и организаций, созданных с целью конспирации, оперативно-розыскной или контрразведывательной деятельности;
*порядок составления, представления запроса на информацию, обжалование решений субъектов властных полномочий, их действий или бездействий;
*систем  учета, виды информации, которой владеет субъект властных полномочий;
12) другую информацию о деятельности субъектов властных полномочий, порядок обязательного обнародования которой установлен законом.
Указанная информация, подлежит обязательному обнародованию безотлагательно, но не позже пяти рабочих дней со дня утверждения документа. В случае наличия у распорядителя информации официального веб-сайта такая информация помещается на веб-сайте с указанием даты обнародования документа и даты обновления информации.

Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработаны соответствующими распорядителями, оглашаются ими не  позднее  20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия.

Неотложному обнародованию подлежит любая информация о фактах, которые угрожают жизни, здоровью и/или имуществу лиц, и о мероприятиях, которые применяются в связи с этим. ( Статья 15  Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

Что такое публичная информация с ограниченным доступом
Информацией с ограниченным доступом является:
1) конфиденциальная информация;
2) тайная информация;
3) служебная информация.

Конфиденциальная информация - информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке за их желанием в соответствии с предвиденными ими условиями.
( Статья 7 Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

Тайная информация - информация, которая содержит государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну следствия и другую предусмотренную  законом тайну. ( Статья 8 Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

Служебная информация - информация, которая  содержится в документах субъектов властных полномочий, которая  представляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки, рекомендации, если они связаны с разработкой напрямую деятельности учреждения или осуществлением контрольных, наблюдательных функций органами государственной власти, процессом принятия решений и предшествуют публичному обсуждению и/или принятию решений; собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне.
( Статья 9  Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

Какую информацию ограничить нельзя
Не может быть ограничен доступ к информации о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов, условия получения этих средств или имущества, фамилии, имена, отчество физические лица и наименования юридических лиц, которые получили эти средства или имущество.
Не принадлежат к информации с ограниченным доступом декларации о доходах лиц и членов их семей, которые,:
1) претендуют на занимание или занимают выборную должность в органах власти;
2) занимают должность государственного служащего, служащего органа местного самоуправления первой или второй категории.
Ограничению доступа подлежит информация, а не документ. Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой неограничен.
( Статья 6 Закона  Украины «О доступе к публичной информации»)

В каких случаях в информации могут оказать или отсрочить получение ответа
Статьей 22  Закона  Украины «О доступе к публичной информации», определено четыре исчерпывающих случая, при которых распорядитель может отказать в удовлетворении запроса, а именно:
*если он не обладает такой информацией,
*если эта информация имеет ограниченный доступ,
*если проситель не оплатил затраты на копирование или распечатку документов,
*если в запросе отсутствуют предусмотренные законом данные.
Отказ должен быть письменным и с обоснованием мотивов.
Ответ распорядителя информации о том, что информация может быть получена вопрошателем из общедоступных источников, или ответ не по существу запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации.
Распорядитель информации, который не владеет запрашиваемой информацией, но которому по  статусу или характером деятельности известно или должно быть известно, кто ею владеет, обязан направить этот запрос надлежащему распорядителю с одновременным сообщением об этом вопрошателя. В таком случае отсчет срока рассмотрения запроса на информацию начинается со дня получения запроса надлежащим распорядителем.

Комментариев нет: