2012/12/15

Придомовая территория: нас ждут коммунальные потрясения


Сегодня проблема, о которой пойдет речь, волнует очень небольшой процент граждан Украины. Остальные либо  не задумываются о ее существование, либо считают, что ее решение дело  необозримого будущего. Однако это не так. Уже через три года, а именно к 2015 году, первые лица государства обещают полностью ликвидировать ЖЭКи и сделать обязательным создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Для сведения: на сегодняшний день в Крыму действуют 759 ОСМД, что охватывает лишь 5,9 процента жилищного фонда. В Симферополе, несмотря на то, что это столица автономии,  их всего 74. При этом процесс их  регистрации длился порой годами и сталкивался с огромными бюрократическими препонами. А представьте, что начнется,  если за оставшиеся три года  необходимо  будет охватить весь жилой фонд нововведением! Особенно учитывая, что вопрос упрется не только в то, что жильцы должны будут взять полную коллективную ответственность за содержание своего дома, но и в вопросе собственности. А именно,  кому и на каком основании будут принадлежать подсобные, подвальные, цокольные помещения в доме, во многих из которых сегодня размещаются всевозможные офисы, магазины,  кафе,  и  как получить в собственность свою придомовую территорию, которая также является для наших отдельных чиновников и застройщиков  лакомым кусочком. Кстати, в Симферополе практически ни одному ОСМД не удалось получить в собственность придомовую территорию, хотя именно для этого многие жильцы и создавали объединения. Вот и получается, с одной стороны власти ратуют за создание ОСМД,  намереваясь переложить ответственность за состояние жилищного фонда на жильцов,  с другой,  не хотят расстаться с тем, что приносит им личную выгоду. И снова возникают извечные вопросы: что делать и с чего начать?

Гладко на бумаге, да не забыть бы про овраги
Все украинские  юристы - специалисты, которые занимаются вопросами ОСМД,  сходятся во мнении: для успешного действия ОСМД необходимо создать соответствующую правовою базу. Но это легко написать на листе бумаги, а на деле сразу возникает множество вопросов и нюансов. К примеру, согласно законопроекту № 7484,  предложенному недавно правительством, предусмотрена возможность оформления  государственного  акта на землю сразу на всех собственников многоквартирного дома. При этом  действующим законодательством предусмотрено, что правоустанавливающий документ на любую недвижимость выдается один на всех владельцев.  Но как быть тогда с госактом,  если кто-то из собственников свою квартиру продаст - получать новый или все же первоначально предусмотреть иное, более упрощенное,  решение вопроса.
Или взять  налог на землю. Согласно все тому же законопроекту, право на землю, где непосредственно находится многоквартирный дом, закрепляется за сособсвенниками многоквартирных домов на праве общей совместной собственности. Но если следовать контексту этого документа, тогда и владелец однокомнатной квартиры площадью тридцать квадратных метров и владелец нежилого помещения в 500 квадратных метров будут платить одинаковый налог. Справедлива ли такая постановка вопроса? И таких казусов буквально на каждом шагу будет возникать немало, поэтому кавалерийским наскоком законодательные акты относительно объединений совладельцев многоквартирных домов принять не удастся.

Верхи озадачены
Вселяет надежду то, что осознают это не только юристы, но и верхи приходят к такому же мнению.  В частности, проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно объединений совладельцев многоквартирного дома» был одобрен в первом чтении еще в июле прошлого года. Однако на заседании профильного комитета, которое состоялось в декабре 2011 года, после того, как  юристы Верховной Рады дали негативную оценку документу, солидарность с ними проявил  и первый заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Александр Алипов. В частности, он заявил: «Принятие изменений в законы, регулирующие создание и деятельность объединений совладельцев многоквартирного дома, затягивается из-за спорного вопроса земли, на котором этот дом расположен. Вопрос земли – это революция, и никто этого сначала не понимал, пока не начались острые дискуссии. Этот проект, по сути, приравнивает жильцов многоквартирных домов к жителям собственного дома, имеющим земельный участок в частной собственности. Проблемы ОСМД являются системными, и время, которое мы потратили на попытки решить текущие вопросы деятельности объединений, ярко показало, что принимать по-настоящему действенные решения нужно на законодательном уровне. Все попытки решить вопрос какими-то разъяснениями, ведомственными решениями и приказами – половинчатые. Необходим системный подход, нужно совершенствовать законодательство».
Президент Украины Виктор Янукович также выступает за урегулирование определения придомовых территорий и аренды коммунальных объектов. Об этом он сказал, выступая на открытии 10 сессии Верховной Рады: «Считаю необходимым принять законы, которые регулируют вопросы определения придомовых территорий и аренды коммунальных объектов».

Думайте сами,  решайте сами
Но есть у обсуждаемой сегодня проблемы еще один аспект,  причем,  не менее важный,  чем законодательный или материальный. И аспект этот - психологический. Поясню на конкретном примере нашего дома по улице Куйбышева,  153. Одни в нем хотят жить долго, сделали дорогостоящий ремонт, настелили паркет, поменяли сантехнику, окна,  двери и даже утеплили с внешней стороны стены.  Другие купили квартиру,  чтобы вложить деньги и сдают ее квартирантам. А есть и те, которым без разницы, кому принадлежит дом, живут как временщики и им безразличны коллективные заботы. Поэтому даже сбор средств на обслуживание общего теплосчетчика,  установленного на два подъезда,  превращается в проблему. Одни, осознавая явную выгоду, вносят деньги охотно и еще говорят спасибо активистам, которые взяли на себя это общественную обузу. Из других деньги приходится выбивать, обивая пороги  их квартир, а третьи вообще злобно срывают объявления о необходимости внести оплату,  не желая не только платить, но даже читать о том, что это необходимо сделать. И вот такую разношерстную «компанию» необходимо каким-либо образом научить принимать коллективные решения. Каким образом? Думайте сами, решайте сами...

А зачем она нужна – придомовая территория?
Подозреваю, что у некоторых жильцов – скептиков  после прочтения вышеизложенного может возникнуть, если еще не возник,  этот вопрос. Ответ на него начну с форс-мажорных обстоятельств. На сегодняшний день практически 90% квартир жилищного фонда приватизированы, а значит находятся в частной собственности жильцов. Исходя из этого, если ваш дом устареет и станет нежилым,  государство максимум,  чем сможет помочь,  это предоставить временное социальное жилье, которое, увы, на сегодняшний день практически не строится. При таком раскладе  запросто можно оказаться на улице. Также как и в случае, если  с вашим домом что-то произойдет, возник пожар, взорвался газ (упаси судьба от такой беды, но жизнь есть жизнь). В  случае же оформления земли вы сможете продать земельный участок, на котором построен дом, вместе с придомовой  территорией  и возместить хотя бы часть понесенных убытков. Это крайний случай, а вот случай из повседневной практики. Сегодня то в одном, то другом районе Симферополя, как и по всему Крыму,  возникают конфликты с новыми застройщиками,  которые на придомовой территории вознамерились построить новый дом, либо магазин, либо автозаправку, тем самым лишая законных жильцов зеленой зоны, спортивных и детских площадок и т.д. Чем заканчиваются такие конфликты хорошо известно, ибо все происходит как в той басне: « А Васька слушает, да ест». Если же придомовая территория будет принадлежит жильцам, то никакие органы власти ни смогут иметь право распоряжаться вашим жизненным пространством. Обращусь к личному опыту. Перед нашим домом, потеснив детскую площадку, выросли три гаража, и это при том, что буквально в нескольких метрах располагается гаражный кооператив. По просьбе активистов дома с жалобами на незаконное строительство я обращалась  в ЖЭУ, райисполком и прокуратуру. После того, как отовсюду были получены отписки, опубликовала в одной популярной высокотиражной   газете материал «На снесение самовольных построек не поднимается рука». И  снова реакция властей – ноль. А если собственниками придомовой территории  станут сами жильцы, никто уже не сможет построить на ней  без вашего разрешения ни гараж,  ни магазин. Вот только не стоит бояться взять на себя ответственность:  вначале создать ОСМД, а потом и заняться оформлением придомовой территории.

Свято место пусто не бывает
Но, предположим, ЖЭУ в ходе рефомирования ЖКХ ликвидированы, а для создания ОСМД и принятия на себя функций управленцев в  вашем доме не нашлось ни активистов, ни желания, ни обоюдного соседского согласия. Как быть? Не волнуйтесь. Полагаю, уже стоят на старте деловые люди, которые, рассчитывая на нашу неорганизованность, безынициативность, равнодушие  либо просто лень, уже готовы взять на себя функции управляющих компаний и принять жильцов многоэтажек под свое крыло. И выгоды от этого, будьте уверены, уже подсчитаны. Достаточно обратить свой взор на Россию,  где произошла аналогичная реорганизация ЖКХ. Те, кто по кабельному либо спутниковому телевидению смотрят российские  каналы, очевидно,  обратили внимание на сюжеты о скандалах вокруг некоторых недобросовестных управляющих компаний, о том, как они «умело» распоряжаются денежками жильцов. Конечно, заранее предполагать, что так будет и у нас, повода пока нет. Но зато повод есть для того, чтобы сесть со своими  соседями за стол переговоров и обсудить, готов ли ваш дом уже сегодня, сейчас, приступить к организационным работам по созданию ОСМД или пусть все идет как идет, а там куда кривая вывезет.

Гульнара Абдурешитова, юрист

Даний матеріал підготовлен у рамках проекту «Сприяння реалізації прав власності на землю об'єднань співвласників багатоквартирних будинків (ОСББ), житлових кооперативів (ЖК) і житлово- будівельних кооперативів (ЖБК) в м. Сімферополь» реалізується в рамках конкурсу грантів Дніпропетровської міської громадської організації «Жіночий інформаційно- координаційний центр»  за фінансової підтримки Європейського Союзу».
Повну відповідальність за матеріал статі несе ГО «Кримський центр правової ініціативи», і за жодних обставин він не може вважатися таким, що відображає позицію Дніпропетровської міської громадської організації «Жіночий інформаційно- координаційний центр»  та Європейського Союзу.

1 комментарий:

Патриций комментирует...

Мы уже как три года, доверили управление своей территории частной компании и в ус не дуем. Качественно, своевременно и доступно.