2012/08/28

Политическая реклама: проблемы идентификации

Законодательство Украины, которое, регулирует вопросы политической рекламы, состоит из целого ряда нормативно-правовых актов, но только Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» дает определение этого понятия.
Так, согласно  Закону, «политическая реклама - это одна из форм предвыборной агитации, оплаченная за счет средств избирательных фондов партий (блоков), размещенная с помощью рекламных средств, побуждающая избирателей голосовать за или против определенного субъекта избирательного процесса».

Четкое определение политической рекламы в средствах массовой информации содержится только в Положении Центральной избирательной комиссии от 18 июня 1999 «О порядке использования средств массовой информации для проведения предвыборной агитации во время выборов Президента Украины в 1999 году». Так, политическая реклама - «это распространенная субъектами проведения предвыборной агитации информация о кандидате в Президенты Украины, оплаченная за счет средств его личного избирательного фонда, спецификой которой является эмоциональность, образность, повторяемость, выразительность, лаконичность, а целью - пропаганда идей, взглядов, программных документов кандидата для формирования его политического имиджа, создание положительного общественного мнения о нем и желательного влияния на дальнейшее поведение участников избирательного процесса; информация о том или ином кандидате в Президенты Украины, целью которой является создание его отрицательного политического имиджа, имеет значение антирекламы».

Фактически, этим термином выделялись специфические признаки политической рекламы, которые позволяли бы отделить ее от других форм предвыборной агитации:

v    эмоциональность,
v    образность,
v    повторяемость,
v    выразительность,
v    лаконичность.

Такие признаки являются слишком размытыми и имеют достаточно широкое толкование. Кроме этого, это определение прямо не называет политическую рекламу одной из форм предвыборной агитации.

Но базовые законы, регулирующие вопросы проведения выборов, это определение не восприняли полностью, ограничив понятие политической рекламы и признавая ее лишь формой предвыборной агитации, которая:

v    оплачена за счет средств избирательных фондов партий (блоков),
v    размещена посредством рекламных средств,
v    побуждает избирателей голосовать за или против определенного субъекта избирательного процесса

На сегодня существование двух определений политической рекламы на уровне закона и разъяснения Центральной избирательной комиссии порождает правовые коллизии, как в понимании, так и в регулировании этого правового института.

Проблемным аспектом данной темы является то, что законодатель, оперируя двумя терминами «предвыборная агитация» и «политическая реклама», четкого соотношения между этими понятиями не проводит, определяя лишь, что политическая реклама - это одна из форм предвыборной агитации.

Комментариев нет: