2013/08/30

Социальное предпринимательство - дело новое, но полезное и выгодное

Социальное предпринимательство возникло в 1970 году в США, когда несколько неприбыльных организации собрались, чтобы создать рабочие места для социально незащищенных людей. Неприбыльное предпринимательство призвано выполнять две задачи: иметь положительное социальное влияние и быть финансово независимым. То есть средства для социальных программ поступают не только за счет бюджетного финансирования и пожертвований, но и за счет собственной деятельности. Социальные предприниматели работают с той частью населения, которую государство не может в достаточной степени обеспечить основными продуктами и услугами и занимает на рынке ту нишу, который обычный бизнес игнорирует из-за больших рисков и малой финансовой выгоды. Таким образом,  социально предпринимательство выступает как механизм самофинансирования общественных организаций. Фактически такая деятельность является бизнесом. Но полученная прибыль направляется на решение социальных проблем. Цель такого предпринимательства - трудотерапия, социальная реабилитация, введение новых механизмов, решений имеющихся социальных проблем. К примеру, предпринимательство для бездомных имеет в первую очередь социальную составляющую, поскольку вряд ли работодатель наймет такого человека на работу, разве что, в крайнем случае. Между тем некоторые предприниматели  Украины и Крыма, особенно крупные тоже уже осознают, что социальная ответственность положительно характеризует их  предприятие,  благотворно  сказывается на репутации. Однако в своем большинстве предприниматели,  особенно мелкого и среднего бизнеса, отмечая в анкетах, что они социально ответственны,  относят благотворительность на будущие этапы своей деятельности.
Видимо,  благотворительность и социально ориентированная деятельность сознательно относятся к тем периодам, когда будет накоплен достаточный капитал, создан коллектив, имидж, репутация, определенная известность. Тем не менее, анализ развития  мировых известных структур, признаваемых моделями 21 века, доказывает, что такая посылка не верна.  Их руководители в качестве основного мотива,  побуждающего их решению проблем социальной сферы, относят поддержку собственного имиджа и имиджа (рекламу) предприятии. И как следствие все виды социальной деятельности оказывают влияние на увеличение спроса,  работу персонала, на  укрепления партнерских связей, возможности получения госзаказов и других льгот. И,  в конечном счете,  дают реальный прирост дохода. Исследования ученых показывают, что на протяжении последних десяти лет у компании, реализующих концепцию социальной ответственности, финансовые показатели выше, чем у социально неответственных кампаний: доход на инвестированный капитал выше на 9, 8% ,   доход с активов - на 3, 5% , доход с продаж  - на 2, 79% , прибыль – на 63,  5% .
Что касается органов местного самоуправления, то они призваны создавать соответствующие условия для развития социального предпринимательства. Это – проведение различных горячих линий,  семинаров, круглых столов при участии причастных к осуществлению социального предпринимательства, информирование общественности  через местные СМИ о деятельности социальных предприятий, в  том числе,  предоставление социальным предприятием необходимых жилых помещений,  земельных участков, оборудования и других материальных ресурсов,  льгот по арендной плате за их использование и.т.д.
Социальное предпринимательство и для Крыма, и для Украины пока новое дело и его развитие вопрос не одного дня. Но если мы хотим идти по пути,  которым идет весь цивилизованный мир, нам тоже необходимо встать на это путь.

Комментариев нет: