2012/11/20

Отдельные аспекты проведения предвыборной агитации и деятельности средств массовой информации



В связи с тем, что приближаются  выборы в Верховный Совет Крыма, местные советы всех уровней, а также сельских, поселковых и городских голов, предлагаем вашему вниманию  основные аспекты проведения политической агитации для СМИ,   установленные Законом Украины «О выборах депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (далее Закон о выборах)

Что такое политическая реклама
Политическая реклама - это одна из форм предвыборной агитации, размещенная  посредством рекламных средств, которая побуждает избирателей голосовать или не голосовать за определенного субъекта избирательного процесса. К политической рекламе относится использование символики или логотипов политической партии, местной организации партии, являющейся субъектом избирательного процесса, а также сообщения о поддержке местной организации партии, кандидата в депутаты, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы путем зрелищных или других публичных мероприятий или привлечение внимания к участию в таких мероприятиях местных организаций партии или определенных лиц как кандидатов (п.7. ст. 50 Закона о выборах).

Что такое принцип равных условий и возможностей
Предвыборная агитация с использованием средств массовой информации всех форм собственности проводится с соблюдением принципа равных условий и возможностей, в порядке, предусмотренном Законом о выборах. Освещение избирательного процесса в средствах массовой информации всех форм собственности, в том числе в интервью, дискуссиях и дебатах, а также информационных сообщениях, программах новостей и текущих событий, должна осуществляться на принципах объективности, беспристрастности и сбалансированности.

Кто и как должен оплачивать политическую рекламу
Политическая реклама оплачивается за счет средств собственных избирательных фондов местной организации партии, выдвинувшей кандидатов в депутаты в многомандатном избирательном округе, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы, кандидата в депутаты. Местным организациям партий, выдвинувших кандидатов в депутаты в многомандатных избирательных округах, кандидатам в депутаты в одномандатном, одномандатному мажоритарному избирательному округу, кандидатам на должность сельского, поселкового, городского головы предоставляется право пользоваться государственными и коммунальными средствами массовой информации за счет и в пределах средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины (ч. 2. ст. 50 Закона.
Имеют ли право СМИ изменять расценки стоимости единицы печатной площади на протяжении избирательного процесса или  предоставлять скидку по оплате отдельному кандидату или партии
Предвыборная агитация в средствах массовой информации всех форм собственности, которая ведется за счет средств избирательных фондов, осуществляется на условиях равной оплаты за единицу эфирного времени и единицу печатной площади. Расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирного времени устанавливаются соответствующими СМИ не позднее, чем за  40 дней до дня выборов в размере, который не может превышать соответствующий средневзвешенный показатель цены за коммерческую рекламу (рекламу, распространение которой имеет целью получения прибыли) за последние три квартала квартал года,  предшествующего году проведения очередных местных выборов. При этом средства массовой информации могут рассчитать такие расценки стоимости единицы печатной площади или эфирного времени отдельно для рабочих дней и отдельно для выходных и праздничных дней, а также отдельно для разных по количеству потенциальной аудитории периодов эфирного времени или печатной площади. Расценки стоимости единицы печатной площади и единицы эфирного времени для проведения предвыборной агитации не могут изменяться в течение избирательного процесса. Средство массовой информации не может предоставлять скидки или устанавливать надбавки на оплату печатной площади или эфирного времени субъектам избирательного процесса.  Исключение из правил: если СМИ,  не имело  поступлений за распространение коммерческой рекламы за указанный в законе о выборах период, то оно может определить среднеарифметическое значение цены  на основании данных за весь период их деятельности.
Размеры расценок таких средств массовой информации не могут превышать размеров расценок соответствии газеты «Голос Украины» (для печатных средств массовой информации) и Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины (для телерадиоорганизаций) (ч.4 ст. 50 Закона). 

За чей счет оплачивается эфирное время для проведения  агитации
Оплата предоставленного эфирного времени осуществляется территориальными избирательными комиссиями согласно утвержденным сметам в пределах средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины, и по соответствующим соглашениями, заключаемыми между территориальными избирательными комиссиями и региональными государственными или коммунальными телерадиоорганизациями ( ч.4. ст. 52 Закона). Эфирное время за счет средств избирательного фонда предоставляется на основании соглашения, заключаемого от имени местной организации партии, кандидата в депутаты в одномандатном, одномандатному мажоритарном избирательном округе, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы распорядителем соответствующего избирательного фонда с телерадиоорганизацией любой формы собственности. Без заключения такого соглашения и (или) в случае не поступления средств на счет телерадиоорганизации предоставления эфирного времени для ведения предвыборной агитации запрещается (ч.5. ст. 52 Закона).
Местные организации партий, кандидаты в депутаты по одномандатному, одномандатному мажоритарному избирательному округу, кандидаты на должности сельского, поселкового, городского головы, их доверенные лица для проведения предвыборной агитации как за счет средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины, так и средств собственных избирательных фондов согласовывают с соответствующим телерадиоорганизацией режим передачи, содержащей предвыборную агитацию (прямой эфир или аудио-, видеозапись) (ч.6. ст. 52 Закона).

Кому запрещается участие в предвыборной агитации
Статья 53   Закона  о  выборах  гласит, что участие в предвыборной агитации запрещается:
- иностранцам, лицам, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства;
органам   государственной    власти    и    органам    местного самоуправления, их должностным и служебным лицам, правоохранительным органам и судам;
- членам избирательных комиссий в течение срока полномочий соответствующих избирательных комиссий в рабочее время должностным и служебным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, кроме случаев, когда соответствующее должностное или служебное лицо является кандидатом в депутаты или кандидатом на должность сельского, поселкового, городского головы;
- командирам воинских частей и их заместителям среди своих подчиненных, кроме случаев, когда соответствующее лицо является кандидатом в депутаты или кандидатом на должность сельского, поселкового, городского головы.
Кандидатам в депутаты, кандидатам на должности сельского, поселкового, городского головы, которые занимают должности, в том числе за совместительству, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на государственных, коммунальных предприятиях, в заведениях, учреждениях, организациях, воинских частях (формированиях), запрещается в рабочее время привлекать для предвыборной агитации или использовать для любой работы, связанной с проведением предвыборной агитации, подчиненных им лиц, служебный транспорт, средства связи, оборудование, помещения, другие объекты и ресурсы по месту работы, а также использовать служебные или производственные совещания, собрания коллектива для проведения предвыборной агитации.

Имеют ли право представители СМИ принимать участие в заседаниях избирательных комиссий, в том числе на избирательных участках,  в день выборов. Какие еще права у них есть для получения объективной информации
Как видно из п. 4 ст. 13 Закона о выборах, представителям СМИ гарантируется беспрепятственный  доступ  на  все  публичные  мероприятия, связанные с выборами, на заседания избирательных комиссий и на избирательные участки в день выборов и в день повторного голосования. Избирательные комиссии, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, должностные  и  служебные  лица этих органов обязаны в пределах своих полномочий и компетенции предоставлять представителям СМИ  необходимые  им  сведения относительно подготовки и проведения выборов.

О сроках проведения предвыборной агитации
Как указано в статье 47 Закона, местная организация партии, кандидаты в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округу, кандидаты на должность сельского, поселкового, городского головы имеют право начать свою предвыборную агитацию со дня, следующего за днем принятия соответствующей территориальной избирательной комиссией решения о регистрации кандидатов в депутаты, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы. Предвыборная агитация заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем выборов. Ведение предвыборной агитации до начала и после окончания установленных в настоящей статье сроков запрещается.

Имеют ли право СМИ обнародовать результаты опроса общественного мнения, связанных с выборами
Да, имеют, но на  определенных условиях. Так, СМИ в случае обнародования  результатов опроса  общественного  мнения,  связанного с выборами,  обязаны   указать   организацию,   которая   проводила опрос, время его проведения, количество  опрошенных, метод сбора информации, точное формулирование вопроса,  статистическую   оценку возможной ошибки. Об этом говорится в п. 6.  статьи  50 Закона. 
Важно! Средствам массовой информации всех форм собственности, действующих на территории Украины, запрещается на протяжении семи дней перед днем выборов распространять информацию о результатах опросов общественного мнения относительно местных организаций партий - субъектов избирательного процесса и кандидатов или комментировать рейтинги кандидатов, местных организаций партий.

Какой общий объем эфирного времени предоставляется кандидатам  в депутаты  за счет Государственного бюджета  
Согласно статье 52  Закона  о  выборах эфирное время для проведения предвыборной агитации за счет и в пределах средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины, предоставляется государственными и коммунальными телерадиоорганизациями между девятнадцатой и двадцать третьей часами по киевскому времени. Эфирное время для проведения агитации кандидатами в депутаты сельских, поселковых, городских (городов районного значения) советов за  счет средств бюджета, выделяемых на подготовку и проведение выборов, не предоставляется (ч.1. ст. 52 Закона).

Как правильно составить график расписаний эфирного времени
Статья 52  Закона Украины  указывает, что порядок предоставления эфирного времени кандидатам, их доверенным лицам, уполномоченным лицам местных организаций партий по счет и в пределах средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины, устанавливается территориальной избирательной комиссией путем жеребьевки не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Жеребьевка проводится при участии уполномоченных лиц местных организаций, кандидатов в депутаты в одномандатном мажоритарном избирательном округе, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского председателя или их доверенных лиц. Результаты жеребьевки, проведенной в соответствии с частью второй настоящей статьи, и составленное по его итогам  расписания  эфирного времени с указанием предвыборных агитационных теле-, радиопрограмм, даты и времени выхода их в эфир за счет средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины, обнародуются на следующий день после его проведения в местных средствах массовой информации, основанных на государственной или коммунальной форме собственности.

Необходимо ли и на какой срок сохранять записи передач, которые содержат предвыборную агитацию
Телерадиоорганизации   обязаны   осуществлять  аудио-, видеозаписи всех передач,  которые  содержат  предвыборную  агитацию,  и сохранять их до истечения тридцатидневного срока со дня официального обнародования результатов выборов (п. 7. ст. 52 Закона)
     
Какие запреты и ограничения установлены при предвыборной агитации для печатных СМИ и телерадиоорганизаций
В соответствии со ст. 53 Закона  запрещается распространение в любой форме агитационных материалов, содержащие призывы к ликвидации независимости Украины, изменения конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыва его безопасности, незаконного захвата государственной власти, пропаганды войны, насилия и разжигания межэтнической, национальной, религиозной и расовой вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровья населения. Запрещается распространение заведомо недостоверных сведений о кандидате в депутаты, кандидата на должность сельского, поселкового, городского председателя, политической партии или ее местной организации - субъекта избирательного процесса.

Кому обязаны   СМИ предоставлять информацию об агитационных материалах  кандидатов
Редакции печатных средств массовой информации всех форм собственности по письменным запросам территориальной избирательной комиссии обязаны предоставлять ей информацию об использовании печатных площадей для размещения агитационных материалов, а в случае необходимости - передавать ей копии соответствующих соглашений, платежных документов, а также публикации (ч. 3. ст.51 Закона). Телерадиоорганизации всех форм собственности по письменным запросами Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, территориальных избирательных комиссий или суда обязаны предоставлять информацию о выделении эфирного времени для проведения предвыборной агитации, а в случае необходимости - копии соответствующих соглашений, платежных документов и передач в записи на пленке или других носителях информации (ч. 8. ст.52 Закона).

2 комментария:

Unknown комментирует...

а имеют ли право проводить агитации в ВУЗах принудительно собрав всех в актовом зале?

Юрконсультация комментирует...

Собрать могут, но cтуденты имеют право не ходить на такие сборы