Напомним, 1 июня этого года Кабинет Министров Украины принял постановление « Об обеспечнии единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», которым одобрил пять порядков по формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В частности, документом были утверждены Порядок формирования тарифов на тепловую электроэнергию, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой; Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотвод; Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий; Порядок расчета розничного тарифа на электрическую энергию, а также Порядок установления розничных цен на природный газ для населения.
Говорят о новом –подразумевают старое
Оплату за услуги по содержанию жилых домов и придомовых территорий для среднестатистического потребителя коммунальных услуг привычнее вносить как «квартирную плату». Это словосочетание включает в себя более 12 различных жилищных услуг, стоимость которых утверждают органы местного самоуправления.
В частности, квартплату формируют услуги по уборке придомовых территорий и лестничных клеток многоквартирных домов; услуги по вывозу твердых бытовых отходов (с учетом сбора, хранения, перевозки, переработки, утилизации и захоронения); обслуживание лифтового хозяйства и систем диспетчеризации; содержание внутридомовых систем водо- и теплоснабжения, водоотведения, канализации; дератизация и дезинсекция, обслуживание и содержание вентиляционных систем здания, текущий ремонт всех систем дома; обслуживание территории в зимнее время, ее освещение; проверка и ремонт приборов учета ресурсов, отпускаемых потребителю. Ранее размер квартплаты рассчитывался по каждому дому отдельно, что стало причиной формирования существенной разницы в тарифах не только между населенными пунктами, но и между жилыми домами одного квартала. Однако единого тарифа квартплаты в городе не будет, ведь его, согласно действующему законодательству, снова рассчитывают на каждый дом отдельно. Таким образом, вместо нововведений, документ лишь объединил все нормативно-правовые акты в сфере тарифной политики, действовавшие ранее.
По мнению экспертов, действительно, ничего нового в подходах к формированию тарифов ЖКХ нет – это всего лишь методика расчета тарифа, которая объединила все нормативно-правовые акты в сфере тарифной политики, действовавшие ранее. Поэтому в новой методике, как и в старой, просто перечисляются всевозможные статьи валовых расходов предприятий. При этом из чего все - таки состоит цена и за что будет платить население, непонятно. В Симферополе тариф на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий в среднем варьируется от 50 коп. до 3 грн. В целом для многих домов тариф возрос практически в два раза. Для того чтобы узнать какие именно услуги вошли в так называемую квартплату, конкретно вашего дома необходимо обратиться в ЖЭО своего района.
Кто должен быть хозяином
В период повальной приватизации коммунального имущества подвалы, цокольные помещения, кладовки, мансарды и чердаки многоквартирных домов стали с легкой руки местных советов (представителей территориальной громады) объектами сначала коммунальной собственности, затем объектами аренды, а в последствии удачно перекочевали в частные руки. При этом никто особо не обращал внимание на то, что, согласно части 2 статьи 10 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда», именно владельцы квартир многоквартирных домов являются совладельцами вспомогательных помещений дома, технического оборудования, элементов внешнего благоустройства и придомовой территории. О том, кому же фактически принадлежит придомовая территория, можно узнать и проезжая вдоль центральных улиц города, и наблюдая, что возле и вдоль многоквартирных домов, а иногда и в продолжении них, используя все домовые коммуникации, выстроены офисы, кафе, салоны красоты. При этом разрешений на все эти постройки у жильцов никто не спрашивал. Наряду с этим законодательством Украины установлено, что придомовая территория - территория вокруг многоквартирного дома, определенная актом на право собственности или пользования земельным участком (договором аренды), предназначена именно для обслуживания многоквартирного дома.
Придомовая территория устанавливается для дома (домов) и не может выделяться для части дома (блока, этажа, секций, квартир и т.п). Выделение доли земельного участка собственникам квартир и нежилых помещений в натуре и ее отдельное отчуждение не допускается. Для оформления акта на право собственности либо акта на право пользования (договора аренды) придомовой территорией городской совет должен принять соответствующее решение о границах. Если же такого решения нет, то включение в тариф того, чего юридически не существует, также незаконно. Таким образом, при отсутствии у ЖЭО акта на право пользования (договора аренды) придомовой территорией и определении ее границ, включение в тариф оплаты за содержание и уборку придомовой территорией является незаконной хозяйственной деятельностью ЖЭО.
Вывоз мусора - отдельная услуга
Тариф за вывоз мусора выведут из квартплаты (несмотря на ее повышение): платить за эту услугу жители Симферополя будут не по метражу, а по количеству проживающих в квартире. Соответствующий регуляторный акт также был обнародован Симферопольским городским советом в конце сентября этого года. Данное решение, в случае его принятия, будет единым процедурным документом, в соответствии с которым установлен единый экономически обоснованный тариф, по которому с потребителями услуг будет производиться:
- своевременное заключение договоров на предоставление услуг;
- начисление платы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов;
- выписка счетов и сверка оплаты;
- выявление злостных неплательщиков;
- своевременное планирование первоочередных мероприятий, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.
При этом планируется выбрать единое предприятие, которое будет выполнять услуги по сбору и вывозу твердых бытовых расходов вне зависимости от района и удаленности мест. Кто этим будет заниматься в Симферополе, думаю, несложно догадаться.
Хватить лицемерить!
Вслед за повышением тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений, будут повышаться цены на услуги за отопление, газ, горячую и холодную воду.
Наше правительство обещает, что в ближайшие 3-4 года тарифы на коммунальные услуги в стране поднимутся до экономически обоснованного уровня, и государство перестанет покрывать разницу между действующими тарифами на «коммуналку» и реальной стоимостью таких услуг.
Хотя говорить об экономическом обосновании тарифов и молчать о безработице, мизерных доходах большинства населения и низком качестве коммунальных услуг является крайне лицемерным. Ведь сегодня в городе существует масса проблем, связанных с комплексом жилищно-коммунальных услуг, грозящих столице серьезными экологическими бедствиями. Главная из них – изношенность городской канализации. А жить на прогнившей канализационной трубе крайне опасно как для города, так и для его жителей в целом. Именно с этого необходимо было начинать ремонты и реконструкции города.
Если у вас нету денег
Если не хватает денег на оплату коммунальных услуг, государство дает возможность оформить субсидию, то есть ежемесячную помощь государства для возмещения расходов по оплате за водо-, тепло-, газопотребление, электроэнергию, приобретение сжиженного газа и твердого топлива. Сегодня право на получение субсидии имеют семьи, у которых размер платы за жилищно-коммунальные услуги превышает обязательный процент платежа на 10 или 15% среднемесячного совокупного дохода семьи.
В частности, если в составе зарегистрированных в жилом помещении (доме) есть дети, инвалиды первой или второй группы и среднемесячный совокупный доход на одного зарегистрированного не превышает 50 процентов прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц и если в жилом помещении (доме) зарегистрированы и проживают только нетрудоспособные граждане, размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах нормы владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования отмеченными услугами при условии назначения субсидии составляет 10 процентов среднемесячного совокупного дохода, а за приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива - 10 процентов годового совокупного дохода.
Все другие семьи платят соответственно 15 процентов среднемесячного совокупного дохода и 15 процентов годового совокупного дохода.
Субсидия назначается уполномоченному владельцу (совладельцу) жилья, нанимателю государственного и общественного фонда, члену жилищно-строительного (жилищного) кооператива, владельцу (совладельцу) жилого помещения, на которого открыт лицевой счет по месту регистрации.
Субсидия назначается:
- на 6 месяцев на оплату жилищно-коммунальных услуг или 12 месяцев - для пенсионеров, которые изъявили желание оформить субсидию на год. При этом пенсионеры обязаны информировать отдел субсидий об изменениях в доходах и составе семьи. Данная субсидия назначается в безналичной форме и перечисляется на личные счета получателей в организации, которые предоставляют услуги;
- на отопительный период - на оплату жилищно-коммунальных услуг и природного газа, который используется для индивидуального отопления жилого помещения, а также для оплаты жилищно-коммунальных услуг и централизованного отопления на протяжении отопительного периода;
- один раз в год - на приобретение сжиженного газа и твердого топлива для граждан, дома которых не имеют централизованного теплоснабжения. Выплата данного вида субсидии осуществляется наличными деньгами.
Получить более подробную информацию о назначении субсидии можно в управлении труда и социальной защиты населения соответствующего района.
Гульнара Абдурешитова, юрист
Комментариев нет:
Отправить комментарий