2012/11/20

Что такое гражданские инициативы


В  Крыму  мало кто придает значение низовым гражданским инициативам: информация о них редко появляется в СМИ, власти их, как правило, игнорируют, для большинства общественных организаций и политических партий интереса они не представляют. Тем не менее, они существуют, и в последнее время роль их в политической жизни  Украины заметно возросла.

Под гражданскими инициативами чаще всего понимают  неформальные объединения, создаваемые людьми по собственной инициативе для решения важных для них проблем.

В идеальном плане, гражданская инициатива представляет собой неформальную спонтанную возникшую, но в дальнейшем скоординированную последовательность действий граждан для достижения общих для них целей не связанных с получением прибыли или достижением политической власти. Таким образом, гражданская инициатива:
  • имеет целевой характер. Подлежит определению как минимум два момента: реалистичность целей и критерии достижимости, заложенные в формулировке целей. Реалистичность предполагает потенциальную способность инициативы достичь декларируемых целей, критерии достижимости – это внешние признакам, по которым возможно установить тот момент, когда цель инициативы достигнута, либо возможно отслеживать движение инициативы к цели;
  • имеет неполитический (или не прямо политический) и некоммерческий характер;
  • имеет неформальную организацию, т.е. отсутствие установленных уставами (соглашениями, контрактами, штатным расписанием и т.п.) должностных мест и определенной иерархии этих должностных мест (это отличает ГИ от НГО). В то же время, это не отменяет наличие неформального лидерства, распределения ролей и ответственности между участниками инициативы;
  • как правило возникает спонтанно. В случае искусственной организации, после первоначального толчка, инициатива все равно начинает развиваться не контролируемым образом, это значит, что появление, течение, прекращение инициативы лишь частично контролируется ее инициатором либо не контролируется совсем;
  • состоит из нескольких последовательных действий и обладает относительной протяженностью во времени (от нескольких дней и более);
  • имеет или может иметь последствия в виде других инициатив, созданных по образу и подобию, или в виде продолжения или эскалации непосредственно этой инициативы.
Структура гражданской инициативы
Обычно, инициатива состоит из лидера, "ядра" и "периферии". Лидер - это наиболее активный участник, который чаще всего является инициатором создания группы. Лидеров может быть несколько. Ядро - это несколько наиболее активных участников инициативы, которые более или менее регулярно участвуют в ее деятельности. Ядра у инициативы может и не быть - иногда вся деятельность держится на лидере, который время от времени мобилизует периферию. Периферия - это люди, так или иначе заинтересованные в решении проблемы и привлекаемые к деятельности время от времени (дружественно настроенные специалисты - юристы, экологи и т.д. - консультирующие активистов, жители, участвующие в акциях протеста, посетители просветительских клубов или клубов взаимопомощи.) Их может быть от нескольких человек до нескольких сотен. Активность инициативы сильно меняется во времени: в деятельности каждой группы есть свои подъемы и спады. Некоторые инициативы распадаются после решения проблемы, другиепродолжают существовать и находят другое поле деятельности. Решать поставленные задачи удается не всем: некоторые группы вследствие постигших их трудностей и неудач прекращают свое существование.
Гражданские инициативы можно разделить на "конфликтные" и "поддерживающие". В основе существования первых лежит конфликт интересов, например, по поводу использования свободного пространства в городах - всем известные конфликты, связанные с уплотнительной застройкой. "Поддерживающие" инициативы нацелены на оказание помощи определенным социальным группам, защиту их прав, содействие установлению социальных связей или просветительскую деятельность.

Причины возникновения гражданских инициатив
Вопреки широко распространенному убеждению, что общественная жизнь должна быть полностью регламентирована законами и поддерживаться государственными органами управления, в любом обществе есть значительные "пространства", которые или не предусмотрены в законодательстве, или не поддаются регулированию, или мало интересуют государство. Для решения локальных проблем, интересующих только определенную группу граждан, предназначены органы местного самоуправления, которые, как известно, в нашей стране являются только пародией на самих себя. Они чрезвычайно зависимы от других ветвей власти, получают смехотворные средства из бюджета и почти не имеют прав. Так появилось и сохраняется это самое "свободное от влияния государства пространство", в котором возникают низовые гражданские инициативы, объединяющие "просто людей" для решения своих проблем.
Второй важной причиной появления гражданских инициатив является постоянное наступление государства, криминальных и коммерческих структур на права и интересы граждан. Участники инициатив пытаются защитить себя и окружающих.
Третья причина появления гражданских инициатив - "человеческий фактор": рядом с нами живут активные и неравнодушные люди, творческие личности, "борцы" и организаторы по природе.
Необходимое условие для возникновения "конфликтной" инициативы - среди тех, кого затрагивает проблема, должен оказаться человек или группа людей, которые были бы готовы взять на себя ответственность, обладали бы личностными качествами и способностями для мобилизации других заинтересованных лиц и организаций и имели достаточно свободного времени. В случае "поддерживающих" инициатив ценности лидеров и активистов играют решающую роль: расхождение между идеалами личности и реальностью является основным источником их существования. Это помощь активных, коммуникабельных, нуждающихся в самореализации людей обездоленным социальным группам, попытки способствовать совершенствованию общества, его развитию в далекой перспективе.
 На участие человека в гражданской инициативе оказывают влияние следующие факторы: 
  • личное знакомство с кем-то из участников инициативы,
  • опыт деятельности в общественных организациях и движениях,
  • особенности биографии,
  • личные качества и ценности человека.     
Среди мотиваций участия людей в гражданских инициативах всегда присутствует ценностная составляющая. Люди добиваются "восстановления справедливости", стремятся к "возрождению духовности", развитию взаимопомощи, хотят "помочь другим людям поверить в себя".

Коллективные действия
1. Обращения к чиновникам. Участники гражданских инициатив обычно используют широкий набор методов, проверяя их один за другим. Почти все начинают с написания писем в органы власти (индивидуальных и коллективных) и посещения кабинетов чиновников, но быстро приходят к выводу о бесполезности этого занятия (по крайней мере, если обращения не подкрепляются другими действиями, несущими в себе угрозу благополучию сотрудников госструктур).

2. Обращения в суд. Несмотря на большие сомнения в эффективности судебного решения проблемы, практически все участники "конфликтных" инициатив используют возможность привлечь за нарушение законодательства своего противника - коммерческую структуру, чиновника - и обращаются за консультациями к юристам общественных организаций или знакомым юристам. Многие участники инициатив (основываясь на опыте других) особенно не надеются довести дело до суда и исполнения его решения. Поданный иск является, скорее, средством давления на противоположную сторону и дополнительным информационным поводом. Он придает "вес" инициативе: из "сборища истеричных сумасбродов" она превращается в "группу обеспокоенных граждан, требующих восстановления законности". "Конфликтные" гражданские инициативы активно обращаются за помощью в СМИ, общественные и политические организации, к депутатам, проводят акции протеста.






3.Акции протеста.  Самая распространенная форма коллективных действий после сбора подписей – акции протеста Участники инициатив собирают письма поддержки от организаций, организовывают проведение общественных экологических экспертиз, создают свои сайты, распространяют листовки по подъездам. Изначально, люди настроены на мирные способы решения проблемы: они используют намного больше разнообразных институциональных методов, чем неинституциональных. Среди неинституциональных методов - акции "прямого действия" (блокады транспортных магистралей, снос ограждения строительной площадки и т.д.), проведение акций по самостоятельному "исправлению" ситуации (посадка деревьев на месте вырубленного сквера), несанкционированных акций демонстративного характера. В некоторых случаях, эффективным оказалось использование ситуации предвыборной кампании или конфликта между представителями власти, во время которых можно заручиться поддержкой одной из сторон.
Деятельность "поддерживающих" инициатив заключается прежде всего в поиске ресурсов и организационной работе. Эти инициативы используют для своей деятельности помещения библиотек, Советов общественного самоуправления, Советов ветеранов, привлекают спонсоров - в целях получения материальной помощи, обращаются к депутатам и в коммерческие структуры. Они организовывают места для встреч, направляют письма в органы власти, собирают информацию о нуждающихся в помощи, публикуют объявления в СМИ, устанавливают контакты с образовательными учреждениями, общественными организациями, ЖЭКами. Иногда, все вышеперечисленное делается одним человеком. К коллективным действиям этих инициатив относятся взаимопомощь участников инициативы, совместная организация досуга детей, пенсионеров и жильцов, проведение праздников и вечеров, моральная и психологическая поддержка участниками инициативы друг друга, уличные акции для привлечения внимания общественности. Все перечисленные выше методы - институциональные. Но получить поддержку в органах местной власти им (как и "конфликтным" инициативам) обычно не удается. Среди внутренних ресурсов, используемых "поддерживающими" инициативами - умение их участников устанавливать контакты и объединять людей вокруг себя. Все опрошенные нами активисты оказались людьми очень общительными и имеющими опыт общественной работы в прошлом. Они активно используют уже существующие неформальные сети и личные связи и легко устанавливают новые.

Зачем нужны гражданские инициативы
Гражданские инициативы   выполняют две основные задачи:
1. Компенсация недостатков  системы социального обеспечения, помощь  незащищенным группам населения, просвещение.
2. "Противовес"  сдерживающим притязания власти и государства на общественные ресурсы и частную жизнь индивида.
Участие в гражданских инициативах формирует в людях навыки самоорганизации, сотрудничества и социально ответственного поведения. Совместная деятельность способствует укреплению социальных связей, которые оказываются важнейшим ресурсом для успешного решения проблем локального сообщества. Участники гражданских инициатив ориентированы прежде всего, на решение своей локальной проблемы, в крайнем случае - на частичные изменения в обществе. Они признают основы общественного устройства, разделяют доминирующие в обществе ценности и рассчитывают на массовую поддержку населения и социальных институтов. Но, так как государственная политика "сводит на нет" их попытки организоваться для достижения своих гражданских целей - чаще всего просто игнорируя их существование, в обществе возникают все более агрессивные настроения по отношению к власти. Пока большинство граждан впадает в "спасительную" апатию, не выходит на уровень обобщений и размышлений о правильности общественного устройства, не формулирует политических требований. Но вряд ли так будет продолжаться всегда. Гражданские инициативы сознательно не стремятся изменить общество, но, тем не менее, они способствуют социальным изменениям. Они активны, они действуют, и, поэтому, они - субъекты, социальные акторы. Гражданские инициативы создают "почву" для возникновения массовых общественных и политических движений в будущем. Они преодолевают атомизированность и отчуждение современного общества через установление неформальных социальных связей. Они формируют новые практики - активного и непосредственного участия населения в локальной политике.

Комментариев нет: