Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» под понятием финансового мониторинга понимает совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Так, предусмотрено два вида первичного финансового мониторинга:
Обязательный финансовый мониторинг -- это совокупность мероприятий специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга по анализу информации относительно финансовых операций, которая предоставляется субъектами первичного финансового мониторинга, а также мероприятий по проверке такой информации на соответствие законодательству Украины;
Внутренний финансовый мониторинг-- деятельность субъектов первичного финансового мониторинга по выявлению, согласно этому Закону, финансовых операций, которые подлежат обязательному финансовому мониторингу, и других финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов.
Фактическое различие между видами мониторинга состоит в субъектном составе. Обязательный мониторинг осуществляет Уполномоченный орган -Государственный департамент финансового мониторинга (Госфинмониторинг), а внутренний -субъект первичного финансового мониторинга.
Кто должен собирать информацию
Риэлторы, аудиторы, нотариусы, адвокаты и бухгалтеры-предприниматели, продавцы драгоценных металлов и камней стали субъектами специального первичного финансового мониторинга. В частности это касается физических лиц - предпринимателей и юридических лиц, которые проводят финансовые операции с товарами (выполняют работы, оказывают услуги) за наличные на большие суммы, т.е. под это подпадают торговцы автомобилями, мотоциклами, яхтами и т.д. Среди неспециальных: субъектов оказались: банки и страховые компании, кредитные союзы и ломбарды; товарные и фондовые биржи; профессиональные участники рынка ценных бумаг; учреждения, занимающиеся переводом денежных средств, в том числе операторы почтовой связи, и др.
Кстати теперь всем субъектам необходимо пройти обязательную регистрацию субъекта в Госфинмониторинг, регулярно проводить специальное обучение сотрудников, а также
обеспечить беспрепятственный доступ субъектов государственного мониторинга к документам и информации. Субъектами же государственного финансового мониторинга являются: Национальный банк Украины, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство транспорта и связи, Министерство экономики, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг, Госфинмониторинг.
Предусмотрено, что действие закона будет распространяться на граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, а также юридических лиц, их филиалы, представительства и другие отдельные подразделения, которые обеспечивают проведение финансовых операций на территории Украины, а также за ее пределами в соответствии с международными договорами Украины.
Какую информацию будут собирать
Закон обязывает всех субъектов собирать существенную информацию о своих клиентах и их сделках (финансовых операциях), в том числе о:
переводе денежных средств на анонимные счета за границу и поступлении средств с анонимного (номерного) счета;
купле-продаже дорожных чеков (других аналогичных платежных средств) за наличные;
предоставлении или получении кредита (ссуды), в том числе от предприятий, местонахождение которых относится к «неблагонадежным»;
зачислении на счет средств в наличной форме, с их последующим переводом в тот же или на следующий операционный день другому лицу;
обмене банкнот на банкноты другого номинала и осуществлении наличных расчетов;
переводе средств за границу при отсутствии внешнеэкономического контракта;
проведении финопераций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях;
получении (уплате, переводе) страхового платежа и проведении страховой выплаты или страхового возмещения;
выплате (передаче) выигрыша в лотерею, внесении другим способом платы за право участия в азартной игре;
осуществлении расчетов по ВЭД-контрактам, не предусматривающим фактического перемещения продукции через таможенную границу Украины, и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий